Энциклопедия оружия: Защита спины, ног | ||||||
Защита спиныСистема защиты спины прошла те же фазы развития, что и система защиты груди, дополнением к которой ее следует рассматривать. Самые ранние наспинники (нем. Rückenstücke) состояли из двух пластин, застегивавшихся в середине спины, аналогично некоторым видам лентнера. Более поздние, XV века, собраны из двух-трех частей, аналогично нагрудникам, с краями, украшенными готическими просечками и накладками. Наспинники готических доспехов обычно имеют на нижнем краю удлинения, которые по своей форме воспроизводят короткую складчатую полу флорентийских камзолов (рис. 110). У боевых доспехов XV века ниже спины доспех большей частью продолжается, образуя заднюю часть юбки (нем. Gesäßschurz), ее подвижные пластины простираются настолько, чтобы можно было сидеть в седле. В начале XVI века эти юбки большей частью исчезают, и тогда наспинник завершается просто бедренным обручем (нем. Cesäßreifen, рис. 111). Соединение нагрудника с наспинником осуществляется через плечи с помощью ремней, которые застегиваются на передней стороне нагрудника. В переходный период от лентнера к пластинчатому доспеху, когда последний еще состоял из мелких пластин, наспинник часто застегивался посередине посредством ремней и пряжек, как видно на статуе Филиппа VI, графа Голландского (рис. 112). Форма его итальянская. Начиная с XVII века наспинник крепится к нагруднику чешуйчатыми ремнями на пуговицах по обе стороны груди. По бокам ниже рук обе части кирасы соединялись друг с другом в середине XVI века посредством шарниров, впоследствии с помощью крючков и, кроме того, ремнем, который крепился на нижнем краю наспинника, а спереди, на животе, — застегивался. Лишь начиная с 1540 года появились соединения маленькими петлями и штифтами с чекой. До середины XVI века форма наспинника еще мало учитывала анатомическое строение спины, но во второй половине века встречались даже сильно преувеличенные лопатки. Форма наспинника у подвижных венгерских доспехов соответствовала нагруднику с параллельными горизонтальными пластинами. Наспинник доходил до ожерелья и соединялся с передней частью. Около 1580 года попадаются наспинники, к которым приклепана соответствующая часть латного воротника, как и у нагрудника (рис. 113). Спина у ранних бригантин, замыкавшихся на груди, представляла собой основную часть доспеха, и весь набор стальных пластинок производился от линии позвоночника в обе стороны до грудного разреза (рис. 114, 115). Такая же монтировка пластин была на корацинах. Аналогично нагрудникам у доспехов XV века наспинники тоже нередко обивали тканью, и это имело не только декоративное значение, но и практическое, чтобы предохранить железо от нагревания солнцем и воздействия непогоды. На доспехах первой половины XVI века, allecrets и аналогичных форм, у которых верхняя кромка нагрудника идет горизонтально по прямой линии, кромка спины имеет то же направление, причем из-за того, что она расположена низко, большая часть ожерелья видна из-под наспинника (рис. 116). У более поздних форм верхняя кромка нагрудника и наспинника расположена выше и доходит до шеи. В начале XVII века опять на короткое время наспинник снабдили подвижным нахребетником, по той причине, что тот еле прикрывал половину спины (рис. 98, 99). С удлинением нагрудника и наспинника задник исчез навсегда. Защита ногПолный ножной доспех состоит из налядвенников (нем. Diechlingen, фр. cuissards, ит. cosciali), прикрывающих бедра, наколенников (нем. Kniebuckel, фр. genouillères, um. ginocchielli), наголенников (нем. Beinröhren, фр. grêves, ит. schinieri) для защиты голени и, наконец, железных башмаков (нем. Schuhe, фр. sollerets, ит. scarpe). Формирование ножных лат как составной части пластинчатого доспеха началась, можно сказать, с колен: прежде всего закрывали пластинами именно их. Когда в XII веке вошли в употребление кольчужные чулки, — колени, самую уязвимую часть ног, кольчуга защищала все-таки недостаточно. Поэтому колено стали закрывать широкой полосой из толстой кожи, на которую над самой коленной чашечкой пришивали круглую железную пластинку. Эти первые наколенники появились еще в начале XII века, поскольку у доспеха на гробнице герцога Оксфордского Роберта де Вере 1221 года мы их обнаруживаем уже хорошо разработанными. Хауберт, тогда еще достававший до колен, поначалу кое-как прикрывал бедра, но нуждался в совершенствовании. От широкой кожаной полосы, затруднявшей сгибание ноги в колене, отказались. Появились железные наколенники — их закрепляли под коленом ремнями и пряжками (рис. 117), и уже в 1270-х годах к ним добавилась простая подвижная пластина, прикрывавшая часть бедра. С нее начались налядвенники. По мере того как хауберт делался короче, что стало заметно уже в начале XIV века, бедро все больше нуждалось в защите, и в середине XIV века мы уже видим налядвенники, закрывающие все бедро. Первые налядвенники защищали только наружную часть бедра, т. к. внутренняя должна была прилегать к седлу. Тем не менее, в 1360-х годах попытались вставить бедро в трубу — эта форма удержаться не могла. Вернувшись к прежней форме, внешнюю часть налядвенника снабдили продольной накладкой. Сначала она прикреплялась ремнями, а позже, вплоть до XV века, эти накладные полосы приклепывались. Забота о наилучшей защите наружной части ноги вела в первую очередь к тому, что и наколенники стали увеличиваться в размерах. Так в 1390-х годах возник полный наколенник с раковиной (нем. Muschel) с наружной стороны, в основном сохранившийся неизменным до XVII века. Еще до появления налядвенников, в середине XIII века, возникает потребность закрыть пластинами гораздо более уязвимую голень. Сначала на переднюю часть ноги стали приделывать узкие накладки, понемногу расширявшиеся и все более охватывавшие ногу. Таким образом в начале XIV века возник наголенник, который, постоянно совершенствуясь, входил в состав доспехов до конца XVI века. Мы обращаем на него внимание еще и потому, что каждый доспех, включавший наголенники и башмаки, называется полным, в отличие от полудоспеха, не имевшего их. Лентнер XIV века еще прикрывал бедро до половины, соответственно и налядвенники пока не очень высоко поднимались к бедру. К концу века вошел в моду короткий лентнер. Это потребовало удлинить налядвенник, сделав сверху надставку. Поскольку в зависимости от защиты, которую обеспечивала кираса вместе с юбкой и набедренниками, требовалось регулировать длину налядвенников, их строение из двух частей сохранилось. Позже, в XVI веке, этому появилась и другая причина. Короткие испанские штаны с буфами могли соседствовать только с нижней частью налядвенников, а для полного боевого или турнирного вооружения верхняя часть была необходима.
Налядвенник пристегивался двумя ремнями к бедру, а в первой половине XV века его стали крепить еще и веревками к поясному ремню, чтобы не сползал. Для этой цели к верхнему краю налядвенника приклепывали кусок кожи с отверстиями, через которые и проходили веревки, привязывавшие его к поясу. Этот вид крепления просуществовал до конца XVI века (рис. 124). Верхние части налядвенников в XV веке закрывали не все бедро. Только в готических доспехах конца века, обыкновенно имевших очень маленькие набедренники и почти без боковых или малых набедренников (нем. Kleine Beintaschen), они доходили до самого паха. С середины XV века встречаются итальянские и бургундские доспехи с остроконечными подвижными пластинами под наколенниками и над ними. Нижняя из этих пластин соединяется с наколенником поворотной заклепкой (нем. Drehbolzen, фр. goujon-toumiguet). Такое соединение удлиняет либо укорачивает наколенник (рис. 118). Вскоре после начала XVI века появились подвижные налядвенники, состоящие из 8-10 поперечных полос. Из них в 1520-х годах образовались полные набедренники, соединяющие в одно целое налядвенники и наколенники. Все боевые ножные латы, как и латы для конных турниров, имели открытые суставы в подколенной ямке; только латы для пешего боя, как правило, и в этой месте закрывались рядами пластин. Но при этом сам налядвенник представлял собой сплошную трубу. Форма ножных лат в максимилиановском доспехе лучше всего видна на их изображении; заметим только, что у рифленых доспехов наголенники всегда нерифленые, гладкие (рис. 131).
С началом эпохи Возрождения форма доспехов, в том числе и ножных, меняется. Теперь во всех формах явственно различаются линии нового, стилизованного «под античность». Заостренные выступы исчезают, округлые, зубчатые края полос становятся прямыми. Новшество, может быть, и рациональное, но красоты не добавляющее. При изготовлении ножных лат, как и доспехов вообще, оружейники часто брали за образец тогдашний костюм с прорезями и буфами (рис. 119). Но еще сильнее влиял на форму доспехов новый подход к военному искусству; его основа — пехота, среда ландскнехтов. Ландскнехты в 1520-х годах полностью отказались от нижней части ножных лат, мешавшей им на марше, и удовлетворились простыми налядвенниками либо полными набедренниками (рис. 120). Так возник полудоспех, вскоре с небольшими изменениями перенятый и легкой кавалерией как рейтарский или трехчетвертной доспех (нем. Trabhamisch, рис. 167, 171). Эти формы для наемных войск не касались собственно рыцарского доспеха, который развивался, так сказать, сам по себе. С 1550-х годов трехчетвертной доспех встречался в очень многих формах. В это время в его составе появились даже ножные латы: кавалерист прикрывал голени узкими пластинами, пристегивая их к икрам (рис. 121). С 1550 года встречается множество форм лат, переходных от рыцарских и ранних кавалерийских к латам ландскнехтов, или трехчетвертным. В этих формах отражается, с одной стороны, заигрывание с демократическими вкусами наемников, с другой — влияние все того же принципа удобства и легкости. Из-за этого с боевыми доспехами для пеших турниров носили не железные, а кольчужные башмаки, у которых только носки были закрыты железными пластинками, так называемыми башмачными колпачками (нем. Schuhkappen, рис. 122). К трехчетвертным доспехам относятся и популярные в Италии легкие латы с пластинами, сплошь прорезными (рис. 123). В коллекциях встречаются полные доспехи, которые при желании можно носить как полудоспех. Для них характерен отогнутый край нижней подвижной пластины наколенника. Приблизительно с 1570-х годов часто встречаются наголенники, половины которых соединялись с внутренней стороны не на шарнирах, а шнуровкой (рис. 124). Железный башмак (нем. Eisenschuhe, фр. soleret) со второй половины XIV века все время органически связан с наголенником: наголенник сам составляет часть обуви, доходя до самой пятки и имея выпуклости на лодыжках. Подвижные пластины идут по подъему ступни вниз до самого носка. Латный башмак понемногу образуется только в конце XIII века, когда покрытую кольчугой переднюю часть ступни накрыли жесткой пластинкой, привязанной к ступне ремнем. В 1290-х годах эту пластину делают подвижной. В 1390-х годах обувь простого солдата делается еще из кожи, мозаично расшитой мелкими пластинками. Железные башмаки, начиная с XIV века, заканчиваются подвижной пластиной с тупым носком (рис. 125) либо удлиняются с помощью так называемых клювов (нем. Schnabel, фр. a la poulaines, um. scarpe a punta, рис. 118), слегка изогнутых вниз. Этот носок, по праву считавшийся причудой моды, тем не менее имел, хотя бы вначале, определенное практическое значение: длинный загнутый носок не давал всаднику потерять стремя. Башмаки, полностью соединенные с ножными латами, появились только во второй половине XIV века. В 1400-х годах встречались первые образцы съемных длинных носков, благодаря этому спешенный рыцарь мог свободно передвигаться. Они прикреплялись поворотной заклепкой к подъему ступни, когда рыцарь уже сидел в седле. В 1430-х годах в Италии появляются башмаки с длинными (до 3-6 см) деревянными носками, обтянутые кожей и покрытые железной чешуей, которые насаживались на ногу только когда всадник сидел на коне. Длинный носок использовался приблизительно до 1490-х годов. В последние годы XV века начинается движение за реформы, которое, вероятно, не без участия Максимилиана I и маркграфа Бранденбургского Альбрехта Ахиллеса, выдвинуло принцип удобства, что сразу же привело к чрезмерным преувеличениям в разработке форм обуви. Вместо узких готических башмаков с длинными носками появляются чудовищные, ужасно неуклюжие «медвежьи лапы», или «коровьи морды» (нем. Bärenfüsse и Kuhmäuler, фр. pieds d'ours, рис.119). Только в 1530-х годах их размер начинает понемногу уменьшаться и форма обуви медленно приближается к форме стопы. Сначала башмак приобретает острые углы, потом, в 1550-х годах, его передняя часть округляется и получаются так называемые «утиные клювы» (нем. Entenschnäbel), и лишь в 1560-х годах обувь окончательно принимает естественную форму ступни в соответствии с положением пальцев (рис. 126). Заметна лишь слабая тенденция делать носок остроконечным и, поэтому, узким (рис. 127). С середины XVI века становится заметным стремление мастеров-доспешников придать подвижность ноге в железном башмаке для езды на резвых лошадях. Сначала появляются подвижные пластины в подъеме ступни, потом у пальцев стопы и, наконец, прямо на наголеннике, на лодыжке (ср. рис. 124 и 126). В 1570-е годы кое-где снова начали носить железные башмаки, не соединенные с латами, что доказывает пара такой обуви итальянского происхождения в императорской коллекции оружия в Вене. Но принадлежали они, по всей видимости, человеку незнатному. Шпоры к пяткам прикреплялись самыми разными способами. Если наголенник закрывал пятку, шпора проходила в прорезь в нем и крепилась прямо к башмаку. В 1560-х годах шейку шпоры приклепывали к пластине на пятке, что доказывают многочисленные примеры. Но в большинстве случаев шпора пристегивалась к башмаку ремнем.
|